Обновленное положение об индивидуальном проекте
Положение об индивидуальном проекте
Карта оценки проекта
______________________________________________________________________
«Проектный час»
В рамках работы над единой методической школы«Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности школьников в процессе включения их в проектную деятельность как способ реализации ФГОС», внедрения инновационных технологий в образовательный процесс МБОУ СОШ№3 им. Адмирала Нахимова, с 5 апреля 2017 года в школе начинает работу «Проектный час». Ежедневно, с 15.30 до 16.30 будет проходить защита проектов, реализованных обучающимися в период с 1 сентября 2016 по 1 апреля 2017 г.
Все выступления будут оцениваться компетентным жюри, по разработанным оценочным картам проектов.
Желаем обучающимся и руководителям проектов успехов и новых побед!
Организация проектной деятельности в современной школе
На современном этапе школьной жизни акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательную деятельность методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.
- Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
- Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы
Типология учебных проектов
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащегося | Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области | Деятельностная |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный установленным способом | Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | Мыслительная |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации | Информационная |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | Коммуникативная |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | Коммуникативная |
Этапы работы над проектом
Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.
Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.
Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.
Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта | Проблема проекта |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему | Цель проекта |
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута | Образ проектного продукта (ожидаемый результат) |
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема | Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом |
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта | Перечисление основных этапов работы |
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться) | Развернутый план работы |
Когда ты будешь осуществлять все необходимое | Индивидуальный график проектной работы |
На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.
После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом
Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.
Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.
Формы продуктов проектной деятельности
WEB-сайт
Анализ данных социологического опроса
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Журнал
Игра
Коллекция
Макет
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в …
Праздник
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Статья
Сценарий
Учебное пособие
Экскурсия
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:
- Паспорт проекта
- Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
- Промежуточные отчеты группы
- Вся собранная информация по теме проекта
- Результаты исследований и анализа
- Записи всех идей, гипотез и решений
- Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
- Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
- Эскизы, чертежи, наброски продукта
- Материалы к презентации (сценарий)
- Другие рабочие материалы
Реализация педагогических проектов
15 апреля 2016 г. состоялся очередной методический день «Реализация педагогических проектов».
Опыт своей деятельности обобщили следующие педагоги:
- Борзых Н.И. Игры наших бабушек, дедушек и родителей (или как можно было прожить без гаджетов)»
- Ерохина И.Б. «Литературный тип «тургеневская девушка» в повести И.С.Тургенева «Ася».
- Куликова Е.Б. «Наши родные в годы Великой Отечественной Войны»
- Мартынов Н.В. «Необычные школы мира»
- Марьюшкина С.И. «Знакомые незнакомцы»(История появления чисел и цифр и их использование в жизни человека)
- Дзюбина А.В. Компьютер времени
- Бурлакова О.И. «Лента времени город-курорт Геленджик»
- Айдарова Ю.В. «Белоснежка и семь гномов»
Учителя предоставили педагогические проекты различной направленности. В своих выступлениях затронули очень актуальные на сегодняшний день темы: патриотическое воспитание, развитие творческого мышления, необходимость подвижных игр и пр. По результатам выступления всеми присутствующими были заполнены таблицы «Оценка пед. проекта».
Мы желаем всем педагогам дальнейших успехов в проектно-исследовательской деятельности и ждем новых ярких выступлений.
Материалы:
VII муниципальная тьюторская научно-практической конференция
2 апреля 2016 в МАОУ СОШ №8 состоялась в VII муниципальная тьюторская научно-практической конференция. В работе секций приняли активное участие:
- Мартынов Н.В. (тема выступления «Формирование индивидуальной образовательной траектории в системе урочной деятельности через тьюторское сопровождение»)
- Ерохина Ирина Борисовна тема выступления элементы тьюторского сопровождения ученического коллектива (формирование патриотизма в рамках тьюторского сопровождения)
Педагоги продемонстрировали высокий уровень подготовленности, знаний, творческий подход к деятельности.
Желаем Ирине Борисовне и Николаю Владимировичу дальнейших профессиональных успехов и побед!
Работа Мартынова Н. В.
- Формирование индивидуальной образовательной траектории в системе урочной деятельности через тьюторское сопровождение.
- Презентация
Работа Ерохиной И. Б.
- Элементы тьюторского сопровождения ученического коллектива (формирование патриотизма в рамках тьюторского сопровождения)
- Презентация
Методический день «Реализация педагогических проектов»
10 марта 2016 года в МБОУ СОШ № 3 состоялся Методический день по теме «Реализация педагогических проектов».
На заседании учителя, реализовавшие свои педагогические проекты в январе-феврале 2016 года, предоставили коллективу опыт своей деятельности –портфолио проекта с его кратким описанием. Работа проходила в 2-х секциях.
В первой секции представляли свои выступления:
- Зиновьева В.Н. «Как встречают Новый год в разных странах»,
- Терземан Т.Г. «Сайт для подростков»,
- Лебедянцева Л.Н. «Необычная азбука»,
- Будай И.И. «История пограничной службы Геленджика»,
- Гурбанова Л.В. «Письма к 23 февраля».
Вторая секция:
- Чуб Е.С. «Литературная гостиная»,
- Хрусталева К.Н., Овакимян Ж.Р. «Рождественские посиделки»,
- Салтовец А.Д. «Место и роль человека в политической демократии»,
- Крутикова Л.В. «Замороженное лакомство»,
- Кузовлева Е.П. «Героические страницы истории нашей Родины»,
- Мартынов Н.В. «Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка».
Учителя в выступлениях сформулировали цели и задачи своих проектов, дали характеристику этапов работы, описали умения, приобретаемые учащимися в ходе своей исследовательской деятельности, показали результат и конечный продукт своего педагогического проекта. После выступления в группах прошли обсуждения, каждый присутствующий заполнил отзыв по защите педагогического проекта.
Были учтены все преимущества и недостатки работ, проанализированы ошибки, что, безусловно, поможет педагогам в их дальнейшей деятельности.